Зимняя гонка «Русский трек» 1991

Зимняя гонка «Русский трек» 1991

— А что, Володя, ты там в своей Сахаре еще не позабыл, как по снегу ездят? Слабо тебе будет объехать наших ребят в «зарулевской» гонке? — лукаво улыбаясь, обратился шеф команды ВАЗа Виталий Богатырев к «серебряному» гонщику «Париж — Дакар» Владимиру Гольцову. — А то мы и машину дадим!

Разговор этот состоялся на банкете в честь африканского успеха камазовцев. До старта гонки на призы журнала «За рулем» оставалось меньше двух суток. И Гольцов, еще несколько лет назад отменно выступавший на ледовой дорожке, конечно, согласился.

Вряд ли он рассчитывал «с листа», на незнакомой машине опередить всех специалистов зимнего трека. Ведь участвовать в соревнованиях на переднеприводном автомобиле ему еще не приходилось. Но почему бы не попробовать? Чем черт не шутит!

Гольцов стал пятым победителем «Гонки звезд», вышедшим на дорожку ипподрома подмосковного города Раменское, чтобы поспорить за победу в новой международной зимней гонке «Русский трек». Это состязание стало прямым наследником «зарулевской» гонки, проводимой с 1978 года и по праву считающейся вершиной зимнего сезона в стране. Но почему вдруг пришлось сменить название, неужели «звезд» стало меньше?

Все дело в определении — «международная». Понятно, что настоящих звезд, чемпионов мира и Европы, калачом не заманишь в нашу страну — тут должен быть стимул посущественней. А кроме калачей, что еще мы можем им предложить? Так что оставлять в названии слово «звезды» было как-то неудобно. Вот и выбрали другое, и не менее, кстати сказать, звучное и обязывающее, — «Русский трек».

Зимняя гонка «Русский трек» 1991
Что же касается гонщиков экстра-класса, судите сами. В числе стартовавших, кроме Гольцова, были еще четверо победителей предыдущих «гонок звезд» — москвич Ко-занков, тольяттинцы Маслов и Боровиков, финн Хиетанен. Даже двукратный победитель, Николай Больших не остался в стороне. Его фамилии не было в протоколе, но известный наш раллист сыграл на «Русском треке» важную роль — он был за рулем «телевизионного» БМВ, из которого велся репортаж о соревнованиях.

Видимо, повышенный интерес к гонке со стороны лучших наших спортсменов вызвал ответную реакцию зрителей. Такую картину мы уже начали было забывать — в солнечное морозное утро в кассу ипподрома выстроился длинный черед желающих увидеть гонку своими глазами. Все подъезды к треку были забиты автомобилями. На трибунах, как говорится, яблоку негде упасть. Организаторы сообщили, что зрителей собралось около десяти тысяч.

Изюминкой «Русского трека» обещало стать участие трех финнов. И в первую очередь, конечно, Мико Хиетанена, который два года назад в Измайлове легко выиграл «зарулевскую» гонку. Но тогда он выступал на собственном «Фольксвагене», подготовленном для ралли-кросса. А на этот раз наши гости стартовали на одинаковых «ладах».

Поражение двухлетней давности, похоже, хорошо запомнилось нашим гонщикам. И, не сговариваясь, они, видимо, решили ни в коем случае не допустить повторения подобного конфуза. Как бы то ни было, надежды финнов на победу растаяли в первом же заезде. Со старта, будто продолжая свое победное измайловское шествие, вперед устремился Хи-етанен. Однако «ария варяжского гостя» звучала всего один круг. А на втором сразу три «восьмерки» догнали финна и в повороте прилично «намяли ему бока». С этого момента победитель «Гонки звезд-89» ни разу не приблизился к лидирующей позиции, лучшим его результатом было четвертое место в одном из заездов.

После финиша я спросил Мико, не обиделся ли он на столь «жесткое» обращение наших гонщиков. «Что вы, — улыбаясь в бороду и поглядывая на изрядно помятую дверь без бокового стекла, ответил финн. — Гонка есть гонка. Только вот до сих пор вытряхиваю из комбинезона осколки. У нас на таких соревнованиях вместо стекла ставят пластмассу».

Зимняя гонка «Русский трек» 1991
Не прошло и трети соревнования, как выяснилось, что героями ее станут москвичи. Заезд за заездом, словно снежные вихри проносились над ипподромом, а в списках победителей значились только три фамилии столичных гонщиков — Сергей Успенский, Владислав Штыков, Валентин Кузнецов. В шестнадцати заездах их главные соперники тольяттинцы сумели взять верх только в трех (!) — дважды Маслов и Малюшитский. Настоящий разгром!

Кульминацией гонки стал восьмой заезд. В нем впервые в этот день встретились Успенский, Штыков и Кузнецов, имевшие к тому времени стопроцентный результат. Со старта вперед вырвался Успенский, и, как ни пытался Штыков его обойти, ничего не вышло. «Сергей сегодня был недосягаем, — говорил после гонки Владислав. — Его машина проходила повороты, словно поезд по рельсам. Что бы я ни предпринимал, пытаясь протиснуться в малейшую щелочку, — все было напрасно. Рассчитывать можно было только на ошибку соперника, но Успенский не дал мне такого шанса».

Успенский в свою очередь не скупился на комплименты в адрес Штыкова. Еще не остывший от гонки, от своих шести побед в шести заездах (кстати, за всю историю «зарулевской» гонки такой результат был показан лишь дважды — в 1984 году Николаем Больших и через четыре года Борисом Масловым), он отвечал на вопросы обступивших его журналистов.

— Сергей, ваша победа, признаюсь, стала для меня несколько неожиданной,— обратился я к Успенскому,— А для вас необычайная легкость, с которой вы сегодня «оставили за флагом» сильнейших гонщиков страны, стала сюрпризом?

— Легких побед не бывает вообще. А что касается сегодняшней — я шел к ней долгие годы и все это время верил в нее.

— Что же было сегодня главным — машина, водитель, а может, колеса, шины?..

Зимняя гонка «Русский трек» 1991

— Все! Все это — главное. Чтобы выиграть конкретную гонку, машина, водитель и все остальное должно быть готово к победе именно в этой гонке. И нельзя здесь выделять что-то одно, даже мастерство гонщика.

— И все же, кто из соперников понравился вам больше всех?

— Конечно, Штыков!

— Он был даже лучше Вас?

Сергей смерил меня колючим взглядом и отвернулся: «На глупые вопросы не отвечаю». Коллеги вокруг сочувственно заулыбались — мол, что посеешь… Но я-то выяснил для себя самое главное. Никогда бы Успенскому не выиграть эту гонку, если бы не был он уверен в себе на сто один процент.

Зимняя гонка «Русский трек» 1991

Вот таким любопытным получился этот первый «Русский трек». В разном настроении покидали наши «звезды» Раменское. Победители упаковывали импортные призы — телевизор, «видик» и магнитофон — презенты спонсора гонки посреднической фирмы «Нитрако», глава которой югослав Никица Нинков, сам в свое время отдавший много сил автоспорту, не поскупился на траты. Вазов-(Т цы, словно напроказившие школьники, прятали глаза от журналистов и старались обойти стороной своего грозного «шефа» — Виталия Богатырева. Никак не хотел вылезать из-за руля своей «Лады» Григорьев, решивший на этих соревнованиях попрощаться со своими многочисленными поклонниками: «Ну не идет машина, хоть тресни! Так хотелось в последней своей зимней гонке прилично хлопнуть дверью…» А веселей всех, как ни странно, выглядели финны. Их лидер Хиетанен пообещал: «Гонки на «ладах» мне очень понравились. Правда, к подготовке отнеслись мы не слишком серьезно. Вот через годик встретимся!..»

А что же Гольцов? К своей африканской коллекции наград здесь, в Раменском ижевцу не удалось ничего добавить — ни импортного масла, ни «ниишповских» шин, ни денежных призов. Но зато свою высокую репутацию Владимир подтвердил. Нет, не оставил он мастерство одного из лучших наших трековиков в песках Сахары. Болельщики, многие из которых прекрасно помнили победы его рыжего «Москвича» в зимних гонках семидесятых — восьмидесятых годов, каждый раз с восторгом приветствовали на финише «восьмерку» со «счастливым» номером 13. В первом заезде он — шестой, затем дважды — пятый, дважды — третий, второй… И если бы гонка продолжалась подольше, кто знает…

После финиша на лице Гольцова не было заметно сожаления, что ввязался в эту «зимнюю авантюру». Так и хочется сказать: «всемирно известный пустынный волк в восторге от зимних гонок в России!» Будем надеяться, что примеру Гольцова последуют его соперники по «Париж — Дакару». Чем черт не шутит…

Результаты гонки

  1. С. Успенский — 30 очков
  2. В. Штыков (оба — Москва) — 28
  3. Б. Маслов — 24
  4. Ю. Боровиков (оба — Тольятти) — 22
  5. В. Кузнецов (Москва) — 22
  6. В. Егоров (Тольятти) — 17
  7. В. Журавлев (Москва) — 17
  8. В. Малюшитский — 14
  9. Р. Мухаметзянов (оба — Тольятти) — 14
  10. В. Гольцов (Ижевск) — 12
  11. А. Потапов — 11
  12. А. Григорьев — 9
  13. В. Козанков (все — Москва) — 6
  14. М. Хиетанен — 6
  15. С. Ройконен — 4
  16. X. Сартовуо (все — Финляндия) — 2
  17. Е. Молчанов (Москва) — 2
А. МЕЛЬНИК Фото А. ГУРЕВИЧА, В. КНЯЗЕВА и В. КРЮЧКОВА
Источник: Журнал «АМС», №2, 1991