Чемпионат России. III Этап. Зачетная группа «N-1600». Отчет

Последний день календарной зимы ознаменовал собой и завершение Всероссийского Зимнего Фестиваля «Мороз-2009» на Раменском Республиканском Ипподроме.

По традиции, «на закуску» любителям автомобильного спорта Организаторами было преподнесено самое интересное соревнование сезона — финал Чемпионата России в зачетной группе «N-1600».

Чемпионат России. III Этап. Зачетная группа «N-1600». Отчет

Регламент Чемпионата России, при котором его победителем становился спортсмен, набравший наибольшее количество зачетных очков по сумме всех трех этапов, делал явным фаворитом чемпионской гонки Кирилла Ладыгина, имевшего в активе 1-е и 2-е места на двух предыдущих этапах.

Отрыв от преследовавших его Евгения Аксакова (38 очков), Владимира Череваня (40 очков) и Алексея Дудукало (45 очков) позволял Ладыгину одержать общую победу даже заняв на последнем этапе место не ниже 5-го.

Но долгая история автоспорта имеет немало примеров, когда именно последняя гонка низвергает фаворитов с пьедестала. Причиной этому может быть и отказ техники, и психологические проблемы, и, просто, стечение обстоятельств.

Чемпионат России. III Этап. Зачетная группа «N-1600». Отчет

 С этой точки зрения, предстоявшая гонка таила в себе немало интриги и обещала много интересных сражений весьма амбициозных спортсменов, среди которых можно назвать стабильно выступающего и всегда сражающегося за победу Алексея Дудукало, очень опытного пилота Владимира Череваня, вновь заблиставшего на зимнем треке Алексея Васильева, высококлассного «стартера» Аркадия Жаркова, весьма мастеровитого Бориса Шульмейстера, заметно повысившего свой класс Евгения Аксакова.

А как не упомянуть того же Сергея Любченко, завоевавшего две недели назад «серебро» в «Гонке Звезд — Кубок Президента РАФ», или неуступчивых Сергея Нуждина и Антона Маркина. В общем, состав участников III этапа Чемпионата России, даже в отсутствие многократного чемпиона России Сергея Успенского, который заявился в гонку, но не смог принять в ней участие, выглядел весьма внушительно.

На открытии соревнования выступили председатель Оргкомитета Всероссийского Зимнего Фестиваля Автоспорта «Мороз-2009», первый заместитель Главы Раменского муниципального района Олег Михайлович Борисов и бессменный организатор всех автомобильных соревнований на Раменской земле — Владимир Юрьевич Цельмин.

Также приветствовали спортсменов и зрителей представители Группы компаний «Центральный склад», предоставившие для розыгрыша специальные призы.

Главным спонсорам соревнования, учредившим главные призы, выступил постоянный партнер Фестиваля «Мороз» — компания «Ehrmann», генеральный директор — господин Йоханес Шмид.

В очередной раз соревнование Фестиваля «Мороз-2009» посетили ставшие добрыми друзьями автоспорта в Раменском представители подмосковного футбольного клуба «Сатурн». Молодые футболисты и сотрудники клуба участвовали в церемонии открытия соревнования, вручали памятные сувениры спортсменам, а также в перерывах гонки проводили очень увлекательные конкурсы и розыгрыши, победителям которых достались футбольная атрибутика, сувениры и абонементы на посещение домашних матчей ФК «Сатурн», ближайший из которых с командой ЦСКА состоится уже 15 марта.

Чемпионат России. III Этап. Зачетная группа «N-1600». Отчет

Как и в прошлом сезоне, Фестиваль «Мороз» завершался розыгрышем Призов Губернатора Московской области, для выявления победителя и призеров которого был запланирован супер-заезд с участием 6-ти спортсменов, набравших наибольшее количество очков по итогам их выступлении во всех соревнованиях сезона, проведенных на Раменском Республиканском Ипподроме.

Но этот супер-заезд был еще впереди. А пока зрителей, густо заполнивших трибуну ипподрома, ожидал старт финального этапа Чемпионата России в зачетной группе «N-1600».

В 1-м заезде случился и первый фальстарт, который на счету химчанина Дмитрия Киселева. Фаворитом же заезда выступал Владимир Черевань, который при повторном старте сразу захватил лидерство и финишировал первым. Борис Шульмейстер исполнил роль локомотива для прицепившегося к нему Сергея Нуждина и при этом не позволил последнему опередить себя до клетчатого флага.

2-й заезд подарил зрителям интересную дуэль между претендентами за «золото» чемпионата Кириллом Ладыгиным и Алексеем Дудукало. Последнему просто жизненно необходимо было отбирать очки у своего конкурента в очных поединках, которых при заездах по таблице 16-ти предусмотрено всего лишь два. Дудукало удалось войти первым в ближайший от старта вираж, но Ладыгин на выходе из него навязал плотную борьбу, из которой победителем все-же вышел Дудукало. В следующем вираже Ладыгин вновь предпринял атаку, которую Дудукало пресек таким жестким способом, что Кирилл, видимо, решил не рисковать автомобилем в самом начале соревнования и отдал победу в заезде сопернику. Третьим финишировал Антон Маркин.

В 3-м заезде впервые на ледовую дорожку вышел Аркадий Жарков. Каждый раз просто интересно наблюдать, как он уверенно стартует, что для зимнего трека является очень важным элементом в борьбе за победу в заезде. И на этот раз даже хладнокровный Владимир Черевань не смог стартовать лучше Жаркова. В первых гонках сезона Аркадию при хорошем старте не удавалось удержать лидерство в заезде по причине неспособности его автомобиля развивать высокую скорость на прямых. Видимо, в этот раз со скоростью было все в порядке, что и сыграло с Жарковым плохую шутку. Находясь под постоянным прессингом Череваня, Аркадий на 2-м круге слишком быстро вошел в левый вираж, в результате чего зацепился за внешний бруствер и потерял скорость. Черевань вынужденно «притормозил», чем умело воспользовался Сергей Нуждин, который пробрался на первую позицию. Ведя борьбу с Жарковым, Черевань не знал, что за запрещенное в 30-метровой зоне старта изменение Жарковым направления движения автомобиля, уже было принято решение судей об аннулировании результата последнего. Иначе Черевань не увлекся бы этой борьбой и не пропустил вперед Нуждина. В последнем вираже перед финишем Сергей Любченко некорректно атаковал Антона Маркина, в результате чего того развернуло на трассе. Результат Любченко в заезде также был аннулирован.

Чемпионат России. III Этап. Зачетная группа «N-1600». Отчет

Уже первые заезды гонки показали, сколь высоки в ней ставки, и что «градус» борьбы высок не только для претендентов на медали, но и для спортсменов, для которых каждое очко в гонке имеет высокую цену.

4-й заезд начался фальстартом Сергея Любченко, который, наверное, хотел совершить чудо и опередить на старте Жаркова. Однако, Аркадий продолжил столь приятную для него традицию выигрыша старта и, преследуемый Ладыгиным, лидировал полтора круга. В левом вираже второго круга Ладыгин все-же настиг Жаркова и, опередив того, возглавил заезд. Алексею Дудукало, в последний раз в очном поединке встречавшемуся с Ладыгиным, на этот раз не удалось опередить последнего. Кроме того, Алексей не смог догнать и Жаркова, в результате чего финишировал третьим и по сумме двух заездов потерял на одно очко больше своего конкурента Ладыгина. Участвовавший в этом заезде Борис Шульмейстер допустил ту же ошибку в 30-метровой стартовой зоне, что и ранее Жарков, в связи с чем его результат был аннулирован.

В 5-м заезде свой первый старт в гонке принял Алексей Васильев. Место отказавшегося по технической причине от дальнейшего участия в гонке Николая Симонова занял запасной Сергей Лаврентьев из Гжели. Васильев стартовал лучше всех. За ним в первый вираж вошел Сергей Нуждин. Однако, вторым из этого виража вышел уже Алексей Дудукало. В следующем вираже Евгений Аксаков, преследуя лидеров, ударился во внешний бруствер и безнадежно отстал. Дудукало весь заезд настойчиво преследовал Васильева и на финишной прямой почти достал того, но для обгона ему не хватило дистанции.

В 6-м заезде снова старт остался за Жарковым, которого стал преследовать Борис Шульмейстер. На третьем месте обосновался новичок этого сезона Олег Квитка. Евгений Аксаков, неудачно проведший предыдущий заезд, в первом вираже второго круга вошел в жесткий контакт с Квитка, в результате чего последнего выбросило на внешний бруствер. Шульмейстер же в это время подтянулся к Жаркову и, подкараулив очередную ошибку Аркадия при прохождении виража, когда того вновь снесло к внешнему брустверу, Шульмейстер вышел вперед и выиграл заезд.

Старт 7-го заезда не принес сюрпризов. Аркадий Жарков вновь впереди. Вторым оказался Алексей Васильев, который набрал хороший ход и уже на противоположной от старта прямой опередил Жаркова. На втором круге по внутренней части правого виража Антон Маркин смог проскочить мимо Жаркова на вторую позицию. В таком порядке спортсмены и финишировали.

Чемпионат России. III Этап. Зачетная группа «N-1600». Отчет

Завершавший первую половину гонки 8-й заезд оказался весьма нервным и самым длительным по времени. Сначала фальстарт допустил Кирилл Ладыгин. Затем при повторном старте, когда Ладыгин был более осторожен, а Черевань возглавил заезд, Сергей Лаврентьев в первом же вираже налетел на внешний бруствер, в результате чего его автомобиль опрокинулся на крышу и остался на трассе. Заезд был остановлен. Когда изрядно потрепанный автомобиль Лаврентьева буксировали мимо трибун, спортсмен взмахами руки активно приветствовал зрителей, которые криками и аплодисментами поблагодарили земляка за отвагу в спортивном бою. Это была настоящая «минута славы» гжельского спортсмена. При очередном старте заезда в усеченном составе фальстарт допустил уже Лев Юдицкий. Наконец, старт был дан и Черевань вновь возглавил заезд. Ладыгин держался плотно позади и, войдя в вираж по внутреннему радиусу, на выходе из него смог опередить Череваня. Не выдержав столь длительного заезда, автомобиль Юдицкого «отказался» продолжать движение. Ладыгин же набрал 5 очков и сделал еще один широкий шаг к чемпионству.

9-й заезд свел вместе Ладыгина с одним потерянным очком и Васильева, который очки еще не терял, но имел на один заезд меньше. Для распределения итоговых мест в гонке этот заезд был весьма важен. Кирилл Ладыгин это отчетливо осознавал, поэтому, хорошо стартовав, умело ушел от плотной борьбы с Нуждиным и Васильевым. В таком порядке спортсмены и пересекли финишный створ. Алексей Васильев разом потерял 2 очка и упустил лидерство в гонке по потерянным очкам.

В 10-м заезде теперь уже Владимир Черевань «отметился» фальстартом», что для него большая редкость. Повторный старт Черевань провел более аккуратно, но при этом выпустил вперед Сергея Любченко. Правда, долго тому лидировать не пришлось, поскольку Черевань его быстро настиг и в первом же вираже по внешней бровке вышел в лидеры заезда. Отставший Алексей Дудукало долго не стал «отсиживаться» позади и в левом вираже первого круга вышел на третье место, после чего стал нагонять Любченко. В последнем вираже заезда Дудукало в своей манере атаковал Любченко по внутренней траектории и, вроде бы опередил того, но при этом не смог «закрыть калитку» Любченко, который, воспользовавшись более удачной динамикой прохождения виража, вернул себе второе место и финишировал вслед за Череванем.

11-й заезд оказался, пожалуй, самым сильным по составу спортсменов за всю гонку. Васильев, Черевань, Ладыгин, Аксаков, Шульмейстер, Маркин — от каждого из них можно было ждать самых решительных действий в борьбе за очки. Владимир Черевань стартовал первым, но на противоположной прямой пропустил вперед Кирилла Ладыгина. Пытаясь вернуть себе лидерство, Черевань слишком быстро вошел в левый вираж, в результате чего не смог избежать контакта с внешним бруствером. Потеряв при этом скорость, Владимир пропустил вперед Васильева и Маркина. Больше порядок движения этих спортсменов до конца заезда не изменился.

В 12-м заезде Алексей Васильев, не имея достойных оппонентов, в конце первого виража обошел опередившего его на старте Сергея Любченко и пересек финиш первым. Борис Шульмейстер финишировал на третьей позиции.

Чемпионат России. III Этап. Зачетная группа «N-1600». Отчет

В 13-м заезде, участия в которым «избежали» все лидеры, борьба развернулась между Аксаковым, Любченко и Маркиным. Сергей Любченко вновь стартовал первым. На дальней прямой Антон Маркин опередил Евгения Аксакова и стал преследовать Любченко. Настигнув того уже на выходе из последнего виража, Маркин вошел в плотный контакт с Любченко. В таком положении спортсмены финишировали и победа досталась все-же Любченко.

14-й заезд со старта возглавил Сергей Нуждин, который в итоге записал на свой счет полноценные 5 очков. Алексей Дудукало, которого «затерли» на первом вираже, в следующем — опередил Бориса Шульмейстера и вышел на 3-е место в заезде. На дальней прямой второго круга Антон Маркин, сместившись на заснеженную часть трассы, несколько снизил свою крейсерскую скорость и позволил Дудукало на финише стать вторым.

В 15-м заезде на ледяной дорожке появился Аркадий Жарков, который вновь выиграл старт. Кирилл Ладыгин и Сергей Нуждин стали его преследовать. На правом вираже второго круга Ладыгин допустил ошибку и пропустил вперед Нуждина. Сергей начал атаку на Жаркова и смог того опередить в последнем вираже. Но, слишком увлекшись этой борьбой, Нуждин не заметил подкравшегося Ладыгина, который проскочил мимо обоих спортсменов и выиграл заезд. Это позволило ему досрочно отпраздновать как победу в гонке, так и общую победу в Чемпионате России.

Удачный старт в последнем, 16-м заезде сделал Аркадия Жаркова абсолютным чемпионом по этому элементу соревнования. Однако, Владимир Черевань умудрился в первый вираж войти первым. Алексей Дудукало по внутренней дорожке атаковал Жаркова и обошел последнего. На дальней прямой уже настала очередь Алексея Васильева обогнать Аркадия. В вираже Жарков контратаковал Васильева и вошел с ним в контакт, но не смог вернуть себе позицию. В это время Черевань упорно отбивал атаки Дудукало, пытавшегося на вираже своим фирменным приемом совершить обгон. И если на вираже это сделать удалось, то на прямой Дудукало был уже неудержим. Обойдя Череваня, он финишировал первым. Васильев оказался лишь третьим.

Результат последнего заезда позволил Алексею Дудукало сравняться по очкам с Алексеем Васильевым и получить возможность завоевать медаль более высокой пробы.

В перезаезде за второе-третье места Алексей Васильев лучше взял старт и сразу оторвался от Алексея Дудукало на безопасное расстояние. Однако, огромное желание вслед за победой на прошлом этапе получить и «серебро» этого, привело Васильева к ошибке при прохождении левого виража, при которой он «оттормозился» о внешний бруствер и без борьбы пропустил Дудукало к победе в этом заезде.

Таким образом, подиум по результатам III этапа Чемпионата России в зачетной группе «N-1600» заняли: 1 место — Кирилл Ладыгин, 2 место — Алексей Дудукало, 2 место Алексей Васильев.

Теперь спортсменам предстоял супер-заезд для розыгрыша Призов Губернатора Московской области. По итогам проведенных в 2009 году на Раменском Республиканском Ипподроме соревнований по зимнему треку в число лучших спортсменов, которые получили право участвовать в этом заезде, вошли Алексей Васильев, Алексей Дудукало, Владимир Черевань, Сергей Любченко, Кирилл Ладыгин и Борис Шульмейстер.

В мини-гонке звезд отечественного автоспорта первым со старта ушел Черевань, затем — Васильев и Ладыгин. На левом вираже второго круга Ладыгин провел атаку на Васильева, но последний смог ее отбить. Там же у автомобиля Алексея Дудукало вышла из строя передняя подвеска и тот вынужден был закончить борьбу. При заходе в последний вираж заезда Васильев отчаянно атаковал Череваня, но, опередив того, не удержал автомобиль на траектории и коснулся внешнего бруствера. Воспользовавшись этим, Черевань вернул себе лидерство. Но Васильев не собирался расставаться со своим желанием все-же подняться на верхнюю ступень подиума и при выходе на финишную прямую снова начал атаку на Череваня. Последний не позволил Васильеву выйти на «чистый лед», в связи с чем Алексей попытался в контакте расчистить себе дорогу. При этом он развернул автомобиль Череваня против часовой стрелки, в результате чего тот вынесло на внутренний бруствер. Благо высота бруствера не позволила автомобилю покинуть трассу напротив подиума. Такие действия Васильева были признаны судьями некорректными и его результат в заезде был аннулирован. Результат супер-заезда был определен по двум кругам.

Обладателем главного приза Губернатора Московской области стал Владимир Черевань, второе место занял Кирилл Ладыгин, третье — Сергей Любченко.

Чемпионат России. III Этап. Зачетная группа «N-1600». Отчет

Победителям и призерам этапа Чемпионата России и розыгрыша Призов Губернатора Московской области были вручены Кубки и ценные призы.

Однако, на этом спортивная часть соревнования не закончилась. В соответствии с Регламентом Чемпионата России, технической комиссией было произведено так называемое «вскрытие» автомобилей участников соревнования на предмет определения соответствия автомобилей установленным Регламентом техническим требованиям.

В результате исследования технического состояния автомобилей было выявлено, что в нескольких автомобилях путем искусственного увеличения веса отдельных деталей были сознательно перераспределены нагрузки на оси колес, что противоречит технической регламентации и влечет аннулирование результатов спортсменов в соревновании.

В список таких спортсменов попали практически все главные действующие лица гонки: Кирилл Ладыгин, Алексей Васильев, Сергей Нуждин, Владимир Черевань, Аркадий Жарков, Сергей Любченко.

В чем же кроется секрет такого массового нарушения технических требований среди весьма известных и уважаемых в мире автоспорта пилотов? На что рассчитывали спортсмены, зная, что их хитрости все-равно будут выявлены, а их результаты аннулированы?

Может для них важнее оказаться на подиуме сразу после гонки и продемонстрировать спонсорам эффективность использования вложенных теми средств? А то, что будет утверждено в окончательных протоколах не имеет для них никакого значения?

В таком случае автоспорт, как процесс честного состязания для выявления сильнейшего по уровню мастерства, находится под угрозой.

Для технических видов спорта такая «модификация» автомобилей, дающая преимущество перед соперниками, сродни допингу в «мускульных» видах спорта. Но если там за допинг спортсменов дисквалифицируют на длительный срок, то нарушители в автоспорте отделываются аннулированием результата и уже в следующем соревновании могут повторить свой технический трюк. Но это уже предмет для изучения Российской автомобильной федерацией.

Таким образом, победителем III этапа Чемпионата России в зачетной группе «N-1600» признан Алексей Дудукало (25 очков), второе место — Антон Маркин (20 очков), третье место — Борис Шульмейстер (15 очков).

Исходя их этих результатов, чемпионом России 2009 года стал Алексей Дудукало (244 очка), «серебро» досталось Евгению Аксакову (222 очка), «бронза» у Кирилла Ладыгина (189 очков).

Итак, очередной Всероссийский Зимний Фестиваль Автоспорта «Мороз-2009» завершен. Надеемся, что мировой финансовый кризис не сможет нанести ощутимый урон развитию российского автомобильного спорта, и нас вновь ждет встреча уже в 2010 году.