Отчет

Третий, финальный этап Чемпионата России по трековым гонкам в зачетной группе «N-1600» пришелся на начало весны. Однако, природа, после подаренной ею оттепели, решила напомнить, что это соревнование относится к зимнему сезону, и устроила в Подмосковье резкое похолодание. Для привычных к морозам истинных любителей автоспорта это не стало препятствием, чтобы в очередной посетить излюбленный Раменский ипподром. Для спортсменов же, только накануне участвовавших в квалификации на подтаявшем треке, отвердевший за ночь лед создал дополнительные сложности в гонке, которые не все гонщики сумели достойно преодолеть.

Нужно отметить, что система розыгрыша Чемпионата России в этом сезоне предусматривала итоговое сложение результатов всех трех этапов с применением коэффициентов 1, 1,1 и 1,2, соответственно, при начислении очков. На первый взгляд, это вполне справедливая система, которая должна выявлять лучших спортсменов по итогам всего сезона и, как-бы, стимулирует гонщиков к участию во всех соревнованиях Чемпионата. Однако, эта система работает лишь при наличии определенного уровня конкурентоспособности автомобильной техники, позволяющей за счет мастерства пилота нивелировать разницу в технических характеристиках гоночных болидов.

К сожалению, в этом сезоне обеспечить такой уровень не удалось. Это привело к тому, что к финальному этапу Чемпионата разница в очках между лидирующей тройкой спортсменов и остальными гонщиками фактически лишила последних возможности побороться за место на подиуме. Вероятно, по этой причине досрочно закончили участие в Чемпионате такие интересные пилоты, как Аркадий Жарков и Алексей Васильев, потерявшие практические шансы побороться за призовые места на подиуме уже после первого неудачно сложившегося для них этапа . Несомненно, от этого пострадал и зрительский интерес.Как бы там ни было, но появление на ледовой дорожке несколько лет не участвовавшего в зимнем треке раменского гонщика Николая Агапова не только помогло заполнить традиционную сетку 16-ти, но, и приободрило местных любителей автоспорта.

На открытии соревнования выступили руководитель Оргкомитета Фестиваля «Мороз-2013», первый заместитель Главы Раменского муниципального района Олег Михайлович Борисов и депутат Московской областной Думы Евгений Валерьевич Аксаков. Да, именно, участник гонки Евгений Аксаков представлял законодательный орган Подмосковья, как учредителя специальных призов для победителя и призеров соревнования.

На старт первого заезда вышел лидер Чемпионата Кирилл Ладыгин, который на первом этапе в Раменском набрал в своих заездах максимальное количество очков — 30.Интрига его участия в финале могла заключаться лишь в том, сможет ли спортсмен из Екатеринбурга повторить свой абсолютный результат. Его резкий старт и комфортный отрыв от преследователей уже к середине первого круга давали основания считать такой сценарий весьма реалистичным. Вслед за Ладыгиным на трассе расположились Владимир Черевань и Сергей Рябов.Замкнул заезд Александр Харченко, чья Калина при сбросе оборотов издавала подозрительные хлопки. Борьбы в этом заезде не получилось и спортсмены в указанном порядке пересекли финиш.

Старт второго заезда вновь уверенно выиграл Ладыгин. Его Калина вновь, как из пращи, выстрелила и оставила соперников позади. Два Михаила — Грачев и Малеев, также выступавшие на отечественных автомобилях, вышли из первого виража вслед за Ладыгиным. Но, в этом заезде также оказался специалист по изящным обгонам, чемпион прошлого года Алексей Дудукало. Именно он уже во втором вираже по внутренней дорожке атаковал Малеева-младшего и в контактной борьбе опередил последнего. На прямой перед трибунами Николай Агапов в свою очередь опередил Малеева. Остаток заезда Малеев пытался вернуть себе четвертое место, но, так и не сумел этого сделать даже при наличии небольших, но хронических погрешностей у Агапова при входе в левый вираж. Ладыгин же вновь уверенно одержал победу в заезде.

В третьем заезде первым со старта ушел явно соскучившийся по треку Николай Агапов, выступавший за команду Евгения Аксакова «СТК Ралли-Подмосковье». В первом вираже его Citroen-Saxo уже было сумел опередить самарец Владимир Николаев, но, Агапов сразу вернул себе лидерство. На втором вираже второго круга Александр Харченко допустил ошибку и взлетел на внешний бруствер. Правда, затем автомобиль скатился на трассу, но, Харченко все-же вынужден был заехать в парк. На последнем круге в этом же вираже Сергей Успенский и Михаил Малеев синхронно протаранили тот-же внешний бруствер. Но, если Успенский с поврежденным шасси своего Citroen Saxo сумел закончить заезд и набрал 2 очка, то Малеев-младший вылетел с трассы и настолько серьезно повредил каркас своей Калины, что это вынудило его закончить свое выступление в гонке.

Механики Успенского за короткий промежуток времени между заездами невообразимым образом сумели устранить возникшие неисправности его болида. Однако, легендарный гонщик, выехав на трассу и, вероятно, почувствовав, что техническое состояние его автомобиля требует более серьезного к себе внимания, вынужден был оставить пустым свое место на стартовой линии четвертого заезда.

Первым фальстартом в гонке отметился Сергей Рябов, получивший за это замечание. Повторный старт выиграл Алексей Дудукало, за которым пристроился Рябов. В первом вираже «засидевшийся» на старте Владимир Черевань на Peugeot-207 в контакте с Владимиром Николаевым отвоевал одну позицию, а во втором вираже он-же изнутри атаковал Михаила Грачева и, чуть было не развернув последнего, отобрал у того третье место в заезде.

В пятом заезде лучше стартовал Вячеслав Малеев, расположившийся на внутренней дорожке. Однако, когда самарец на своей Калине широковато вошел в вираж, двигавшийся вторым Алексей Дудукало резко ушел вовнутрь и с ходу атаковал Малеева, чисто отобрав у того лидерство в заезде. Дудукало признанный мастер дарить зрителям такие эпизоды, являющиеся украшением трековых гонок. Третьим в заезде оказался Черевань. С отставанием в полкруга от остальных финишировал Харченко.

На старт шестого заезда впервые в гонке должен был выйти победитель квалификации Сергей Загуменнов. Однако, этого не произошло, по всей видимости, по некоей технической причине. Тем не менее, этот заезд оказался любопытен по другой причине. В нем участвовали член команды «русских медведей» Кирилл Ладыгин, а также ее создатель и руководитель Вячеслав Малеев. Мало кто сомневался, в каком порядке финишируют эти спортсмены при отсутствии в заезде своих прямых конкурентов. Весь заезд лидировал Малеев. И, даже его ошибка в одном из виражей не сподвигла Ладыгина на «подвиг». В итоге это «лишнее» очко Малеева-старшего сыграло решающую роль в распределении призовых мест на этапе. В заезде случился лишь один обгон — при входе в третий вираж Сергей Рябов опередил Владимира Николаева и финишировал третьим.

В седьмом заезде вновь стартовал Ладыгин. На этот раз стесняться ему было некого и он в привычном стиле выиграл старт. Остальные спортсмены стартовали довольно плотно. Во втором вираже Евгений Аксаков и Дмитрий Бернгардт ошиблись и ударились во внешний бруствер. Но, если Аксаков продолжил гонку, то Бернгардт опрокинул свою Калину на трассе, что вынудило руководителя гонки Игоря Коновалова остановить заезд красными флагами.

Перезаезд прошел без неудачника. Его снова выиграл Ладыгин. Расположившегося следом Евгения Аксакова весь заезд пытался прессинговать орловец Черевань, но, все тщетно. Видимо, переодически открывавшаяся задняя дверь Citroen Saxo Аксакова работала как антикрыло и в нужный момент создавало для него дополнительную прижимную силу.

Восьмой заезд возглавил Михаил Грачев из Омска. Евгений Аксаков при входе в первый вираж сместился внутрь и попытался по-дудукаловски совершить обгон Грачева. Но, тот сумел по внешней дорожке выйти из виража первым и уже не уступил свою позицию до финиша. Владимир Черевань, как и в предыдущем заезде пытался «клеиться» к Аксакову, однако, в последнем вираже зацепил снежный отвал и второй заезд подряд финишировал третьим.

Девятым заездом Кирилл Ладыгин начинал свой третий спаренный выход на трек, имея в пассиве лишь одно потерянное очко. Видимо, заскучав от нехватки адреналина, он решил повысить свой тонус фальстартом. Повторный старт выиграл Михаил Грачев. Вроде бы, это всегда дает некое преимущество в заезде. Но, только, если рядом нет Ладыгина. Тот, умудрился еще до виража обойти Грачева, «как стоячего». На этом распределение мест в заезде было закончено. Третьим на финиш пришел Сергей Успенский.

Десятый заезд представлялся по ходу гонки самым интересным. В нем свой последний заезд совершал Кирилл Ладыгин. Также на дорожку вышел Евгений Аксаков, потерявший в предыдущих своих двух заездах всего два очка, Вячеслав Малеев с одним потерянным очком также в двух заездах и Алексей Дудукало, потерявший два очка в трех предыдущих своих заездах. Каждый из этих спортсменов, отобрав победу в заезде у завершавшего гонку Ладыгина, мог серьезно претендовать на итоговую победу в соревновании. Однако, все это лишь из области математики. В реальности техническое преимущество автомобиля Ладыгина не оставляло остальным ровно никаких шансов. На это по вышеуказанной причине мог бы претендовать лишь Вячеслав Малеев, однако, события в заезде исключили реализацию такого сценария. Малеев допустил фальстарт и при повторном старте вынужден был осторожничать. Этим воспользовался Евгений Аксаков, который сумел занять вторую позицию вслед за быстро ушедшим вперед Ладыгиным. Алексей Дудукало оказался четвертым и начал постепенно подбираться к Вячеславу Малееву. На финише второго круга он пристроился в хвост Малееву и в предпоследнем вираже предпринял атаку по внутренней части трека. Малеев активно сопротивлялся и,возможно, сумел бы сохранить свою позицию, если бы на выезде из виража не оттормозился о заснеженную часть трека у внешней его части, в результате чего потерял скорость и успупил третье место в заезде Дудукало. Рустам Акиниязов, скромно расположившийся в хвосте заезда, в последнем вираже ударился во внешний бруствер и добрался до финиша с отставанием в полкруга. В итоге Кирилл Ладыгин набрал 29 очков из 30-ти возможных и досрочно стал победителем этапа.

В одиннадцатом заезде Вячеслав Малеев встретил сопротивление в лице омича Михаила Грачева, который стартовал лучше. Правда, лидировал он лишь до виража, где Малеев уверенно его опередил. На дальней прямой к Грачеву подтянулся уже Николай Агапов. Но, в своем нелюбимом вираже тот потерял скорость и шансы улучшить позицию. Необычным выглядело откровенно слабое выступление Сергея Рябова, уверенно попавшего «в призы» на предыдущих этапах. В этот раз он потерял слишком много очков. Опять же хочется вспомнить систему розыгрыша Чемпионата, которая фактически лишила Рябова стимула отстаивать гарантированное место на подиуме.

Двенадцатый заезд уверенно выиграл Евгений Аксаков. После трех вторых месте в своих предыдущих заездах, два из которых он проиграл Ладыгину, эта победа обозначила его серьезные намерения побороться в гонке за оставшиеся призовые места. Вторым в заезде финишировал Сергей Успенский, а третьим — Денис Саликов из Тюмени, сумевший опередить все того-же Сергея Рябова.

В тринадцатом заезде Вячеслав Малеев, вероятно, рассчитывал на полноценные 5 очков. Однако, у Сергея Успенского был последний выезд на трек в гонке и он твердо решил завершить ее на мажорной ноте. Многократный чемпион СССР выиграл старт, а вслед за ним оказался Владимир Черевань. Малеев в первом вираже повнутри опередил Череваня и устремился в погоню за Успенским. Но, Вадимыч, как уважительно называют Сергея коллеги по спорту, не допустил ни одной ошибки на трассе и не позволил Малееву приблизиться на позицию для атаки.

Четырнадцатый заезд оказался триумфом команды «СТК Ралли-Подмосковье». Евгений Аксаков и Николай Агапов дружно ушли со старта на дистанцию и не позволили подотставшим Рябову и Дудукало атаковать свои позиции. В таком порядке спортсмены и финишировали.

В пятнадцатом заезде в очном споре сошлись претенденты на подиум Евгений Аксаков и Вячеслав Малеев. Оба завершали гонку и имели в своем активе 22 и 20 очков соответственно. Аксаков, воодушевленный предыдущим успешным заездом, снова выиграл старт и уготовил Малееву участь лишь рассекать снежную пыль, оставляемую позади своего болида. На дальней от трибуны прямой Михаил Грачев опередил Владимира Николаева. Уже в последнем вираже Денис Саликов навязал борьбу Николаеву, но не смог опередить соперника. Этот заезд определил всех призеров гонки.

Шестнадцатый, последний заезд гонки начался с фальстарта сразу двух спортсменов — Николаева и Саликова. Перезаезд выиграл Алексей Дудукало. Остальные гонщики стартовали плотно и борт о борт вошли в вираж. При выходе из виража вторым за Дудукало оказался Рустам Акиниязов.Напротив трибун Саликов достал Акиниязова, но, в третьем вираже потерял скорость и вновь отстал. Его, было, опередил Владимир Николаев, но Саликов практически сразу вернул себе позицию. Вновь ринувшись в погоню за Акиниязовым, Саликов ошибся в четвертом вираже и, ударившись в снежный бруствер, оказался последним в заезде.

Гонка завершилась. Ее победителем стал Кирилл Ладыгин, доминировавший весь сезон. На трех этапах Чемпионата в своих 18-ти заездах он потерял всего 4 очка из 90 возможных! Серебряным призером с 27-ю очками стал Евгений Аксаков, бронзовым — Вячеслав Малеев, набравший 24 очка. Лишь на очко (вспоминается шестой заезд) от него отстал Алексей Дудукало. Еще один статистический факт. Лишь четыре спортсмена — Ладыгин, Малеев, Аксаков и Рябов поднимались в Чемпионате на подиум.

Победитель и призеры гонки получили призы организаторов и спонсоров соревнования. Остается дождаться утверждения итогов Чемпионата по зимнему треку сезона 2013 года и задуматься о том, как следующий сезон сделать более ярким, зрелищным и, самое главное, сохраняющим интригу до самого последнего заезда. Ведь, автоспорт жив, пока жив к нему зрительский интерес.

Дорогие любители автоспорта! Организаторы зимних трековых автогонок в рамках Фестиваля «Мороз» благодарят вас за активную поддержку автоспорта в прошедшем сезоне и прощаются с вами до новых встреч на Раменском ипподроме!