Большое интервью: Сергей Успенский

Сейчас УРТ – единственный в России сертифицированный производитель спортивной техники Subaru. Уже более 10 лет спортивные автомобили УРТ принимают участие в соревнованиях различного уровня, вплоть до чемпионата мира (WRC), и лучшим доказательством их качества являются многочисленные победы и достижения в мире автоспорта.

«Если честно, идея о создании компании УРТ родилась не благодаря, а вопреки, – рассказывает Сергей Успенский. – Именно негативный опыт общения с зарубежной фирмой Prodrive подтолкнул нас к действию. Задача была создать компанию, которая будет доступна для наших гонщиков и будет действовать на территории России. Но менталитет сложно пересилить и за 21 год (столько уже компании У-Сервис, – прим. автора).

Мы сделали все то же самое, только лучше. Видимо не вовремя. Опоздали лет на пять. Десять лет назад мы бы имели больший успех.

Наши спортсмены продолжают покупать машины в Прибалтике, в Финляндии, но только не в России. При этом, за частую, худшего качества. Я долго работал с Prodrive, там, как говорится, мягко стелют и произносят много красивых слов, пока ты им не заплатил денег. Как только они получают деньги – ты им не нужен! Начинаются проблемы с ремонтом, а дальше формальные отписки!»

Заслуженный мастер спорта, 14-кратный чемпион России по ралли, первый российский спортсмен, завоевавший зачетные очки на этапах чемпионата мира в классе P-WRC на автомобиле, подготовленном собственной инжиниринговой компанией, снова за рулем… За рулем не простой машины, а нового раллийного автомобиля, построенного на базе Subaru WRX STI 2015 модельного года.

Сергей Вадимович, у Вас что не год, то но новый вызов. Откуда Вы черпаете идеи?

С.У.: Идеи появляются сами собой. Производитель выпускает новый автомобиль, и мы не стоим на месте. Нам есть чем заниматься. К сожалению, нынешний сезон проходит на фоне спада автомобильных гонок. Но это не значит, что мы должны расслабляться. Нам необходимо, пусть и небольшими шагами, но идти вперед. Иначе будет падение. Цель – построить новый автомобиль, показать его на спортивной арене, посадить за руль молодого спортсмена и достичь результата.

В этом году мы создали новый раллийный автомобиль группы N на базе Subaru WRX STI 2015. Он уже прекрасно зарекомендовал себя: выдержал карельские снега, одержал победу на Ралли Пено, прошел асбестовую грязь, и не имел равных на асфальте Московского Rally Masters Show.

Новая N4 отличается более длинным шасси. С точки зрения управления мы были приятно удивлены. Это оказалось очень полезно в длинных скоростных поворотах. Он устойчив к кренам и подбросам, обладает лучшей развесовкой и балансом.

Теперь Вас ждет гонка в Тамани, а новый автомобиль первый гравий…. Почему его пилотировать будет Григорий Трегубов, как и на Урале…

С.У.: К сожалению, многое упирается в бюджет. У нас нет никакого внешнего финансирования. Нам помогает УРT и Subaru Motor, но и у них на сегодняшний день возможности сильно ограничены. Трегубову мы даем машину, чтобы он мог показать результат. Конечно, идея программы развития молодых пилотов остается, но из-за тяжелой экономической ситуации приходится от нее временно отказаться. Но как только появится внешнее финансирование, мы сразу же её возобновим.

Хотите в будущем снова организовать монокубок Subaru, как в 2013 с WRX?

С.У.: Посмотрим. Тот Subaru WRX – был недорогим и очень крепким автомобилем. У нас была возможность провести активно два сезона подряд. Subaru Cup это доказал, мы стабильно были в десятке. И, более того, нам удалось избежать серьезных поломок. А бюджет такого автомобиля приравнивался или был даже меньше, чем у моноприводного.

Все это позволяло гонщику почувствовать себя за рулем автомобиля близкого к мировому уровню. Наши спортсмены, особенно Сергей Геращенко, на равных сражались с автомобилями группы N. Задача, по большому счету, была выполнена. Но, к сожалению, востребованность этих автомобилей оказалась низкой.

А как донести людям, что есть такая компания УРТ, которая сможет построить для вас лучший гоночный автомобиль?

С.У.: Здесь важно не путать тюнинг и спорт. Но на самом деле, все, кому нужно, знают к кому обращаться. И ничего нового я вам не скажу. Если говорить о спорте, многое упирается во внешнее финансирование. При стабильном экономическом витке у крупных компаний появляется желание вкладывать деньги в рекламу через спорт. А тюнинг – это абсолютно индивидуально.

И если люди хотят получить хороший глубокий тюнинг, они нас найдут. Мы ни от кого не прячемся и предоставляем хорошие качественные услуги. Сразу скажу, это удовольствие не дешевое!

К тому же мировой чемпионат переходит на другие машины…

С.У.: Если говорить о мировом чемпионате, то часть проблем автоспорта заключается в самой FIA. Они каждый год меняют правила вместо того, чтобы разобраться с техническими регламентами. Представьте, каково командам, которым каждый год надо перестраиваться. Пока FIA не будет понимать свою стратегию хотя бы на пять лет вперед, люди тоже не будут знать, куда они вкладывают деньги. А стратегии у FIA на сегодняшний день нет. Они не знают, какую машину они хотят.

Сейчас в России автоспорт на виду. Есть этап Формулы 1, проводятся масса других крупных соревнований. Есть ли шанс привести в Россию WRC?

С.У.: Для проведения чемпионата мира нужны деньги. FIA ждет – не дождется, когда мы проведем у себя полноценный этап. Место имеется. Кандидат получил отличные оценки! Нужны деньги, причем далеко не такие большие, как в Формуле 1.

Кофе-брейк на этапе Формулы 1 будет стоить дороже, чем чемпионат мира по ралли в России! Но пока активного интереса никто не проявляет. А так, все готово.

Вы имеете в виду трассу под Новороссийском?

С.У.: Именно сейчас, когда в Сочи проводится этап Формулы 1, трасса под Новороссийском имеет приоритетное значение. Это и гостиницы, и прочая инфраструктура. Но я бы не стал говорить именно про Новороссийск. Я бы сказал – на территории Краснодарского края.

Стартовую гонку можно сделать на Сочи Автодроме. А дальше есть масса скоростных участков, по которым можно передвигаться в сторону Анапы и Новороссийска. Три дня чемпионата мира укладываются в разные дороги, поэтому провести такой турнир, с точки зрения организации, в данный момент вполне реально для РАФ, нужны только средства.